25 июля - День памяти Владимира ВЫСОЦКОГО

Высоцкий был символом настоящей свободы для целого поколения несвободной страны. Его песни запрещали, но его хриплый голос звучал в каждом доме.
«И не то, чтобы с чем-то за сорок. Ровно семьдесят – возраст смертный…», – пел Галич, правда о другом и по другому поводу. Для Высоцкого «возраст смертный» и был как раз 42, «сорок с лишним». 
42 года мы живём без него. Не одно поколение выросло. Без него? Или всё-таки с ним? Изданы его проза, стихи, записаны все его песни. Ему поставлены памятники, посвящены научные работы, создан музей. В его честь устраивают конкурсы и концерты его памяти, в 1997 году учреждена Премия имени Высоцкого «Своя колея». 
А при жизни его просто любили люди, по словам его друга Александра Абдулова, «за то, что он невероятно живой, живее, чем все мы, вместе взятые, – смешной, заводной, наивный, мудрый».
Он родился зимой, а умер летом. И два раза в год все обязательно вспоминают о нём. Хотя и в остальные дни не забывают. Сменяются поколения, а Высоцкий их склеивает. Молодёжь слушает его вместе с родителями, бабушками и дедушками.
При жизни Высоцкого было много слухов о нём, много лжи, выдумок.

А каким же он был Владимир Семёнович Высоцкий?


Владимир Высоцкий родился в семье военнослужащего в Москве, «Дом на Первой Мещанской, в конце» – согласно его же свидетельству из песни «Баллада о детстве». 
В начале Великой Отечественной войны с матерью Ниной Максимовной был эвакуирован в Оренбургскую область. Вернувшись в Москву  в 1943 году, они поселились в Большом Каретном переулке, где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семёнович показывал свои первые песни.  
Высоцкий не сразу определил, что хочет быть актёром. После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт (МИСИ), но проучившись в нём полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать её остатками свой чертёж. «Всё. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это – не моё…».

В 1956 году Высоцкий поступил в Школу-студию МХАТ на актёрское отделение, закончив её в 1960 году. Молодого актёра-выпускника приняли в Театр им. Пушкина, но роли давали маленькие, проходные. Испытание невостребованностью – вот что принесли первые годы в театре. Тем не менее, и они не пропали даром. Высоцкий понемногу стал сниматься в кино.
Переломным для Владимира стал 1964 год. Режиссёр Любимов собирал свою «Таганку». На показ Высоцкий пришёл с гитарой. Спел, впечатлил и сразу вошёл в число ведущих артистов театра. Люди ночами стояли за билетами, чтобы посмотреть его в роли Гамлета, Галилея, Хлопуши. Самой значительной ролью в театре осталась роль Гамлета. Эта роль была сыграна Высоцким 217 раз. Он был единственным её исполнителем в данном спектакле, который видели зрители СССР и зарубежья.

Параллельно с работой в театре были киноработы. Хотя судьба Высоцкого-киноактёра складывалась непросто. Надо сказать, что его роман с кинематографом был этакой неразделённой любовью. Сам Владимир Семёнович кино любил страстно, мечтал сниматься и снимать. Но киноначальники мешали ему, как могли: одно лишь имя этого «хриповатого» доводило их до предынфарктного состояния. Режиссёрам приходилось идти на всевозможные ухищрения, чтобы киноначальники утвердили Высоцкого на роль: например, приглашали на пробы таких актёров, которые уступали Высоцкому, или же честно говорили актёрам, что ими хотят заменить Володю, и они проваливали свои пробы. Первой его заметной ролью в кино стал монтажник Софрон в фильме «Карьера Димы Горина» (1961 г.).
кадр из кинофильма "Карьера Димы Горина"

У Высоцкого в фильмографии – три десятка фильмов. И почти 70 ролей, которые он мог бы сыграть. Но ему отказали. К счастью есть кинофильмы с его участием, которые мы с удовольствием смотрим и просто наслаждаемся его актёрской игрой. Это известные киноработы Владимира Семёновича в картинах «Короткие встречи», «Интервенция», «Опасные гастроли», «Хозяин тайги», «Четвёртый», «Плохой хороший человек», «Сказ про то, как царь Пётр Арапа женил». Особую популярность Высоцкому принесли две роли в телевизионных художественных фильмах: Дона Гуана в «Маленьких трагедиях» по Пушкину и капитана Жеглова в «Место встречи изменить нельзя» по Вайнерам.

В самом начале карьеры Высоцкий начал писать и петь свои песни. Первые его песни – это дань времени. Это были так называемые «дворовые», городские песни, их ещё почему-то называли блатными. Сам Владимир Семёнович не считал, что они блатные, хотя там много о тюрьмах и заключённых. Дети военной поры выросли во дворах, и, конечно, эта тема мимо Высоцкого пройти не могла. 
Во многих кинофильмах звучат песни Высоцкого: «Я родом из детства», «Опасные гастроли», «Война под крышами», «Ветер надежды», «Вертикаль».  

кадр из кинофильма "Вертикаль"

Особую страницу песенного творчества Высоцкого занимают песни о Великой Отечественной войне. Тема войны – одна из центральных у Высоцкого. Ей посвящено более полусотни стихов, песен. О войне он знал понаслышке, ему было 3 года, когда началась война, но рассказывал он о ней так, как будто был участником и очевидцем. Его отец, Семён Владимирович, был на фронте с 1-го дня до последнего, награждён 28 орденами и медалями, он часто рассказывал сыну о войне. Жена Марина Влади по этому поводу говорила Володе: «На твоих концертах увешанные медалями ветераны плачут. Молодые задумчивы и серьезны. Твои песни делают для мира и памяти погибших больше, чем все фильмы, документы, памятники и официальные речи, вместе взятые. Родившись в тридцать восьмом году, ты в войне не участвовал, но «прожил» её в своих песнях».
Кроме всего прочего, у Высоцкого много весёлых, остроумных, юмористических песен, в которых он отображал все нюансы советского общества и слабости человека.
Песни Высоцкого... Мужественные и нежные, мудрые и назидательные, чистые и лукавые, весёлые и сатирические, с ярко окрашенным эмоциональным содержанием, всегда таящие второй, глубинный смысл и часто неожиданный финал. Он писал их между строчками в журналах при перелёте в самолётах, на съёмках фильмов, в гостиницах, по ночам у себя дома. А они звучали и в маленьких рыбацких посёлках, и в общежитиях больших заводов, и в студенческих клубах, и за колючей проволокой лагерей, и на дачах высокопоставленных чиновников – тех самых, которые его запрещали. 
 
Чем объяснить феноменальную, неслыханную славу песен Владимира Высоцкого? Их все слушали, их все пели, пели для себя, но никто не мог исполнить, как Высоцкий. Это удивительно, но никто по-настоящему не пел и не споёт его песни. Нужен его темперамент, сложный, странный, надорванный, казалось, уже погибающий голос, которым он пел столько лет, ни разу его не сорвав. Песня Высоцкого становилась горьким и глубоким раздумьем о жизни.

И всё-таки, Высоцкий был настоящей  звездой. Жена – известная французская актриса Марина Влади, автомобиль – «Мерседес», одежда – «от кутюр».
И ещё была безусловная популярность, да нет любовь. Огромная. Непомерная. Народная. Он мог завоевать любую аудиторию. И его обожали все – шофёры и рыбаки, космонавты и академики, спортсмены и врачи, стюардессы, «доценты с кандидатами» и слесари – все считали Володю своим в доску.
А между тем, обратите внимание: неизменно открытый навстречу людям, доброжелательный к аудитории, Высоцкий на своих концертах всё же не очень охотно исполняет те песни, названия которых выкрикивались из зала и упоминались в записках. Он стремился, чтобы программа концерта дала представление о разных гранях его творчества, чтобы совокупность двух-трёх десятков песен передала то мироощущение и миропонимание, которое выражено в сотнях созданных им текстов. Каждый концерт был своеобразной книгой, авторским «Избранным». Роман в песнях, который мы продолжаем читать и осмысливать сегодня.
Из воспоминаний актрисы Театра на Таганке Аллы Демидовой: «Володина жизнь – буйство страстей. Постоянное ощущение, что мог бы сделать больше. Он недовоплотился. Отсюда срывы. Он всегда спешил. Жил очень быстро. Мало спал. Много работал. Высоцкий не любил, когда его выступления называли концертами. Это были встречи со зрителями. Не любил аплодисменты. Прерывал их рукой. Никогда не пел на бис. Свою судьбу знал, знал, как и его Гамлет, но, как и Гамлет, не мог поступать по-другому, иначе он не был бы Гамлетом».

Высоцкий жил взахлёб, вразнос, наотмашь, сжигая себя, а в последние годы – уничтожая. Его несколько раз отвоёвывали у смерти. Сперва жена Марина Влади. В Москве, в 1969 году, когда у Владимира Семёновича случилась первая клиническая смерть. В глазах приехавших на «скорой» врачей она прочитала: «Не жилец!». И металась по квартире, умоляла забрать его в больницу, грозила международным скандалом. Его взяли, успели довезти, спасли. 
Как успел уже в 1979 году ещё один его друг – врач Анатолий Федотов. Как поступил Володя после того, как во второй раз побывал там? Лёг на полгода в больницу, затих, перестал выкладываться на концертах и выжимать свитер в антрактах? Ничего подобного! На следующий день он улетел в Москву, а ещё через день поехал в аэропорт, встречать самолёт, на котором летел спасший его врач. Самолёт из-за непогоды сел не в Домодедово, а во Внуково. Он помчался туда. Врач был потрясён, когда открылась дверь в самолет, и в неё вошёл Высоцкий...
Из этих крупиц характера может сложиться образ Поэта, не жалевшего себя, целиком отдававшего себя друзьям, искусству, своим песням. Людям! Он жил для них, работал для них, и они платили ему огромной любовью.
 
В 1979 году Федотов спас Володю, а 25 июля 1980-го он не успел. Марина была во Франции. В квартире Высоцкого были его продюсер Валерий Янклович, ещё несколько человек. Все абсолютно беспомощные. Федотов примчался на Малую Грузинскую лишь вечером. Высоцкий метался по квартире, стонал, ему было очень плохо, болело сердце. Федотов сделал ему укол снотворного, и Высоцкий постепенно успокоился. Задремал и врач, зверски уставший. А Смерть, видимо, только этого и ждала – чтобы друзья заснули…

27 июля Высоцкий должен был играть «Гамлета». Спектакль отменили. Можно было сдать билет и получить за него деньги. Никто этого не сделал.

28-го его привезли в театр. В 4 часа утра уже выстраивалась очередь для прощания. Было много милиции, потом они совершенно потерялись в толпе. В газетах не было сообщения – иначе в Москву устремились бы многие. Шла олимпиада, въезд в Москву был закрыт. Но Москва вся собралась здесь, на Таганке, на прилегающих к ней улицах, на крышах домов. 

похороны Владимира Высоцкого

Поклониться Высоцкому пришли не только артисты, друзья и родственники. Незнакомые люди, которые любили его песни, стихи, пришли отдать дань памяти своему кумиру – тысячи людей, людское море, растянувшееся на километры. Многие взяли с собой магнитофоны. Из разных мест слышались обрывки его песен...

Популярность Владимира Высоцкого по-прежнему высока, а фильмы с его участием всегда находят место в телевизионной сетке телеканалов. О нём много пишут, делают фильмы и телепередачи, выходят его книги, поставлены ещё памятники. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Он продолжает жить в стихах, песнях, названиях улиц. Его именем назвали малую планету «ВладВысоцкий». 

После смерти Высоцкого известный актёр и режиссёр Никита Михалков написал стихотворение «Памяти Высоцкого»:
Он не допел, не досказал всего,
Что было пульсом и в душе звучало,
И сердце отказало оттого,
Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдёт
Так просто, вместе с тем и так достойно…
Он умер. Да, и всё же он поёт…
И песни не дадут нам жить спокойно.
 
Но и недоиграв, недопев, недописав, Высоцкий оставил нам так много, что о нём ещё долго невозможно будет сказать «был». Он – «есть».

Друзья, предлагаем вспомнить жизнь и творчество Владимира Семёновича и ответить на вопросы викторины «Звезда по имени Высоцкий», а также вспомнить «Кинороли Владимира Высоцкого».